Гепатит С станет полностью излечим?
08.11.2012 | 07:00
Принципиально важным шагом к излечиванию этого заболевания является тройная терапия с применением препаратов прямого противовирусного действия.
Использование тройной терапии с применением ингибиторов протеазы вируса гепатита С может быть сопряжено с развитием ряда нежелательных явлений, которые, в случае их появления, необходимо уметь контролировать и своевременно корректировать. Поэтому 4-я международная конференция "Белые ночи гепатологии", которая состоялась под эгидой Европейской Ассоциации по изучению печени (EASL), была посвящена Нежелательным явлениям противовирусной терапии.
В эру препаратов прямого противовирусного действия ведущие мировые специалисты поделились собственным опытом назначения тройной терапии с использованием ингибиторов протеазы, контролируемые исследования которых проводились во многих странах мира.
Так, согласно результатам клинического исследования III фазы ADVANCE, тройная терапия значительно увеличивает процент достижения устойчивого вирусологического ответа у 79% пациентов, ранее не получавших лечения по сравнению с 46% больных в группе контроля. Отдельного внимания заслуживает применение тройной терапии у сложных категорий пациентов. Так, согласно результатам международного многоцентрового клинического исследования REALIZE, устойчивый ответ наблюдается у 84% пациентов с рецидивом, у 61% больных с частичным ответом и у 31% пациентов с нулевым ответом. При этом у 73% больных с мостовидным фиброзом и у 47% с циррозом печени наблюдалось полное исчезновение вируса гепатита С из организма, что дает шансы на выздоровление самой сложной категории пациентов, ранее не имевшей таковых.
Читайте также: Антибиотики: все за и против
"Важнейшим преимуществом тройной терапии для пациентов с первым генотипом вируса гепатита С в сравнении со стандартной схемой является то, что она увеличивает шансы таких пациентов на излечение. Раньше при использовании любой схемы лечения мы говорили лишь о 40% случаев излечения, сегодня при использовании противовирусной терапии эрадикация вируса происходит в 70% случаев. При этом, если мы учим пациентов и врачей, даем им всю необходимую информацию относительно того, как они должны поступать в тех или иных ситуациях, проявление побочных эффектов можно свести к минимуму", — комментирует профессор гепатологии Hpital Beaujon, Университета Париж Дидро Тарик Асселах.
Отдельное выступление в рамках симпозиума было посвящено детальному рассмотрению такого вопроса, как коррекция одного из наиболее часто встречающихся на фоне тройной терапии нежелательного явления — анемии.
Согласно результатам международных рандомизированных исследований, прерывание лечения вследствие развития анемии было отмечено лишь в 3% случаев. В рамках данных исследований в качестве метода ее коррекции использовалось снижение дозы рибавирина. При этом как у пациентов, впервые получающих лечение, так и больных с предшествующей неудачей терапии, на фоне комбинированной терапии с телапревиром снижение дозы рибавирина наблюдалось чаще, чем в группе контроля. Однако, уменьшение дозы рибавирина, включая дозировку до 600 мг/день, не оказывало значимого эффекта на частоту достижения УВО у пациентов, получавших телапревир. Поэтому одним из основных методов коррекции анемии, возникающей на фоне приема ингибиторов протеазы вируса гепатита С, является снижение доз рибавирина.
Лечение хронического гепатита С, как правило, требует назначения дополнительных лекарственных средств с целью контрацепции, коррекции нежелательных явлений или терапии сопутствующих заболеваний. Своим опытом в области изучения межлекарственных взаимодействий препаратов для лечения ВИЧ инфекции и гепатита С с российскими коллегами поделился ведущий специалист международного уровня, профессор фармакологии Университета Ливерпуля Дэвид Бэк.
Большинство лекарственных препаратов подвергается биотрансформации путем окисления, восстановления и/или гидролиза под действием системы ферментов цитохрома P450. По сравнению с пегилированным интерфероном препараты прямого противовирусного действия обладают более высоким потенциалом к лекарственным взаимодействиям. Причем особую настороженность вызывает возможность снижения их противовирусной эффективности и повышения токсичности как самих ингибиторов протеазы, так и назначаемых с ними совместно лекарственных препаратов. Ингибиторы протеазы вируса гепатита С являются субстратами и обратимыми ингибиторами ферментов метаболизма системы цитохрома CYP3A4. При сочетанном применении их с другими лекарственными препаратами — субстратами CYP3A4 — возможно развитие лекарственных взаимодействий.
"При назначении тройной терапии для лечения хронического гепатита С очень важно учитывать риск развития лекарственных взаимодействий. Однако, они не являются значимым препятствием для проведения эффективной противовирусной терапии гепатита С", — отметил Дэвид Бэк.
В США, странах Европы, в Японии новая схема тройной терапии включена в рекомендации и уже на протяжении года успешно применяется. В России ее внедрение станет возможным уже в этом году, после того, как будет получено одобрение регулятороных органов на медицинское применение препарата. Это позволит обрести надежду на выздоровление даже тем пациентам, лечение которых, раньше было неэффективным. Это значит, что уже в скором будущем гепатит С станет принципиально курабельным заболеванием.
Слета Марина